Работа в Штабе Навального: Становление отдела Интернета.

Привет, меня зовут Екатерина Патюлина.

1146674_10201258319633902_303719855_n

По образованию я государственный управленец (НИУ ВШЭ), а по профессии – рекламщик-интернетчик. Я не политик, я просто очень люблю интернет.

В Штабе я занималась всем, что было онлайн, – возглавляла отдел интернета.
Вот здесь я уже рассказывала о том, какие проекты нам удалось сделать, а вот тут Ашурков передавал привет всей команде интернета. Многие из тех, кто читает этот текст, наверняка общались со штабом именно через те инструменты, которые создали мы. Конечно, я говорю это не без гордости.
Ниже хочу рассказать о том, что это было такое и как такое получилось.

Сейчас немного странно обо всем  вспоминать – настолько изменилась ситуация.
Навальный под домашним арестом, люди, которые были в штабе, разошлись кто куда.
Группы «Команды Навального» обновляются нечасто, проекты закрыты. Даже районные чатики на dom.navalny.ru больше не работают. Я занимаюсь своими проектами.

В фильме «Август» героиня Джулии Робертс говорит: «Хорошо, что нам не дано знать будущее, а то мы никогда не заставили бы себя снова встать с кровати утром». На фоне того мрака, который охватил ряды здравомыслящих людей сегодня, летние события кажутся оазисом деятельного счастья.
Правда, если вспомнить прошлую весну, чувства нас мучили такие же - помните, посадили Pussy Riot, открывались все новые и новые уголовные дела? А законы против интернета уже тогда приняли или раньше, помните?

Поэтому я все же пишу этот текст, хоть и не очень вовремя, – чтобы мы знали точно, что такое возможно.
И что подобный подъем ждет нас снова - это закон маятника. Не стоит ныть и отчаиваться. Надо действовать - участвовать в выборах, бороться за важные вещи.

В этом посте я расскажу о том, как жил отдел интернета штаба Навального в период с 16 июня по 20 июля 2013 года. Для удобства разделяю текст на главы.

Enjoy. Hope you like it.

Нажмите на заголовок для появления текста главы


Get the party started: Как я попала в Штаб
5 июня 2013 года я написала письмо Навальному.
14 июня он позвал меня в Штаб.

Скриншот 2014-03-09 00.05.04
Я всегда хотела попробовать сделать что-то большое, значимое и общественное. Поэтому радости моей не было предела. Правда, на тот момент было ничего не понятно. Вплоть до того, будет ли вообще кампания...



Все серьёзно: Первая неделя работы
Задача Интернета - найти свое место в системе.
16 июня в воскресенье собрался первый состав штаба.

Мы сели на стулья в офисе ФБК на Таганке, Волков взял фломастер и стал дирижировать, и мы стали просто накидывать направления деятельности и идеи на доску. Наверное, это последняя летучка, которую мы провели сидя.

Сразу была ясна только одна ключевая точка – дата прохождения или непрохождения муниципального фильтра.
В воздухе висел вопрос про Кировлес, но мы все сделали вид, что его не существует, и стали планировать идеальную кампанию.

После первого шага, когда на доске был адский винегрет, мы начали делить все по направлениям и расставлять дедлайны. Было жарко. Атмосфера была дружеской и творческой: если вы когда-н делали стартап с профессиональными друзьями, было вот так. Или если вы когда-то делали классные студенческие проекты – вот так же.

В итоге вся кампания у нас условно разделилась на итерации, а итерации – на недели. Первая неделя называлась «Все серьезно», а на доске мы написали It’s all serious, babe! Она должна была закончиться официальным мероприятием – презентацией предвыборной программы.
2

Под этой надписью заработали следующие направления:

• Агитация.
• Программа/контент.
• Инфраструктура.
• Аналитика.
• Соцсети, продвижение.
• Полевая работа.
• Административный штаб.
• Прочее.

Мне, понятно, досталось направление под кодовым названием «Соцсети, Продвижение», которое я стала развивать. Сначала – в одиночку. Сейчас, конечно, об этом страшно подумать, но тогда абсолютно все я делала вручную. Через два месяца - под конец кампании - в интернет-отделе было почти 40 штатных и удаленных сотрудников.

На этом этапе в штабе работали разные люди, и некоторые из них вряд ли знакомы тем, кто пришел в штаб на Лялином переулке. Например, был IT-специалист, который помогал нам подключить сервис рассылок, были некие удаленные юристы (которые просуществовали вплоть до середины июля, а потом был построен юридический отдел внутри).
Был даже один пиарщик, с которым мы не сработались из-за разных взглядов на фирменный стиль кампании. Его уход из штаба был довольно забавным: в тот момент, когда он увидел, что выбрали не тот дизайн, который нравился ему, он спокойно закрыл ноут, положил его в сумку, встал и вышел.
И больше ни разу в штабе не появился - исчез.
Если бы этого не произошло, вся кампания могла бы выглядеть совсем иначе, и красные круги бы нам до сих пор нигде не мерещились.

Вот один из вариантов дизайна, который не прошел фильтр имени Лены Марус:
3
Вообще во всем штабе этот дизайн нравился только мне, а всем остальным не нравился, такая вот забавная деталь. Но я рада, что я не арт-директор =)

Был и второй штаб – МунДепШтаб. К нему я лично не имела никакого отношения – просто знала, что в соседней комнате происходит жара, туча людей ищет телефоны муниципальных депутатов, а Навальный всем им звонит. Волков лишь изредка информировал нас о том, как обстоят дела с подписями, да и уставший Навальный пересказывал интересные разговоры с депутатами на летучках.

Это было чрезвычайно веселое время:
IMG_1153
IMG_1172



Как родилась "Команда Навального".
Задача Интернета - построить минимально необходимую инфраструктуру для информирования и вовлечения под единым брендом.
В момент начала моей работы не было концепции общения с аудиторией – не было привычного всем рекламщикам «брифа» - надо было все придумывать здесь, сейчас и самостоятельно. Но уже тогда было ясно, что кампанию нам придется строить на волонтерах по двум причинам: во-первых, мы единственные, у кого они могут быть; а во-вторых, непонятно было, сколько у нас может быть денег, чтобы работать без волонтеров.
Еще Навального часто спрашивали: "Скажите, Алексей, кто Ваша команда?"
И еще: "Кто стоит за Навальным?"

Эти вопросы нам надоели, потому что ответы казались очевидными. А в управленческом смысле многие побаивались открыто выходить на выборы с Алексеем, поэтому не было внушительного списка профессионалов. Были мы. Из того, что мы обсудили, у меня собралась в голове концепция «Команда Навального», которая и стала символом вовлечения людей в общее дело, причастности к кампании и объединения.
Мы те, кто хочет реформ - обычные и настоящие жители города, которые хотят его изменить, в первую очередь, потому, что живут в нём и хотят жить в нём дальше.

Название родилось 19 июня. Мы приняли решение, что с помощью этой концепции мы будем работать с волонтерами.

24 июня мы открыли группы во всех популярных социальных сетях России: Вконтакте, Facebook, Одноклассники, Instagram, Twitter. У всех было единое название и адрес /teamnavalny. Первая рассылка по базе пользователей проектов ФБК ушла 25 июня, тогда же вышел пост Алексея о том, что эти группы станут основной площадкой для коммуникации с теми, кто за кампанией хотел бы не просто наблюдать со стороны.
И люди вступили в эти группы – сначала всего несколько тысяч, затем все больше и больше.
5
Это было начало начал – теперь у меня была уверенность в том, что хотя бы простыми средствами мы справимся с координацией сторонников. Даже если ни на что больше не хватит денег или специалистов.

Забавно было вот что: когда мы выбирали фотографии для социальных сетей, сначала были выбраны для аватаров фотки Алексея в костюмах - серьёзно же все!
Скриншот 2014-03-16 01.14.03

Но нам так много раз написали, чтобы мы убрали "Навального в костюме единоросса", что в первую же ночь мы сдались и поставили фото на фоне многоэтажек. И эта фотография была моей любимой среди всех, сделанных во время предвыборной фотосессии.

7 6
(процесс выбора предвыборных фото в разгаре)
Работой с базой имейлов и отправкой рассылок занимался тогда Егор Еремеев. Практически с первого дня начали функционировать два адреса, проработавших до конца кампании: team@navalny.ru & navalny@navalny.ru . Адрес отправки выбирался в зависимости от того, кто писал письмо – со второго адреса люди получали обращения, написанные нашим кандидатом.
В социальных сетях я вручную (!) публиковала все новости, фоточки, твиты, отвечала на вопросы пользователей вплоть до конца июля. Два модератора-помощника для бана спамеров и ответов на FAQ у меня появилось в начале июля. (один из них был Саша Головкин, который позже стал работать HR-ом в штабе). Пока не появилась карта кубов, а их самих было не так много, мы создавали мероприятия ВКонтакте и Facebook на каждый куб. Вместе с Волковым мы отвечали на вопросы пользователей на общую почту.




Презентация предвыборной программы: конец первой итерации.Задача Интернета - пригласить людей и фильтровать провокаторов.

Одной из первых задач, которые пришлось решать также в ручном режиме, было приглашение сторонников на презентацию предвыборной программы.

Мучило два вопроса:
1. Как сделать так, чтобы зал был "как раз"?
2. Как не пустить провокаторов?

Сопротивление Навальному мы уже тогда успели ощутить - многие отказывались сдать помещение под презентацию программы. Такая вот самоцензура у людей. Да и провокаторов мы все наблюдали ранее.

Была еще одна проблема - мы не знали, сколько людей вообще захочет прийти на презентацию.
Это было самое начало кампании, а презентации предвыборной программы у нас в стране как-то не принято проводить.
Придумать и реализовать все нужно было, как всегда, за пару дней. Поэтому умную программу с алгоритмом регистрации и отсеивания странных людей по формальным признакам сделать было невозможно.
Осталось одно решение - руки + мозг.
Мы попросить желающих прийти на презентацию прислать нам в почту (то есть преимушественно мне) свое ФИО и ссылку на любой живой аккаунт в социальной сети - то есть, представиться. На презентацию было зарегистрировано 155 человек. Все прошло без неприятностей.

Честно говоря, я ни разу не пересматривала этот список после мероприятия, а сейчас увидела, что многие из пришедших тогда людей стали впоследствии работать в штабе на важных должностях – как минимум, 5 таких обнаружила.
Презентация предвыборной программы стала вторым мероприятием, на котором нам помогали волонтеры. До этого они уже агитировали на кубах.
8

Презентация прошла в какой-то гостинице, в холле стояли кубы (которые впоследствии будут знакомы большинству москвичей), летали красные шарики с лозунгом «Измени Россию – начни с Москвы», играла песня «Dreaming of another world» и «Перемен» Цоя, а после презентации Навальный сел в поезд и поехал в Киров на очередное судебное заседание...

Так закончилась первая итерация кампании.
9
Пост Навального про презентацию:
http://navalny.livejournal.com/817114.html




Марш на ИзбирКом: Прохождение первой ключевой точки.
Задача Интернета - организация людей на улицах. Первая онлайн трансляция из тыла.
То время характеризовалось наличием в штабе предельно плоской структуры – каждый отвечал за какое-то направление, но в конечном счете, организационно, мы все подчинялись Волкову - начальнику штаба. Отчеты происходили ежедневно в формате летучки перед канбан-доской, знакомой всем айтишникам, а в процессе обсуждения мы ставили друг на друга задачи и обозначали сроки их выполнения. Так нам удавалось всегда быть в курсе того, что происходит «за соседним столом» и корректировать свои действия в соответствие с общим положением дел. В этом формате мы просуществовали, по моим ощущениям, до первых чисел июля, то есть до полноценного переезда из офиса ФБК в Лялин переулок.

77

В этот момент произошло еще одно знаковое событие – совместная подача собранных подписей во МГИК. В первых числах июля жар, исходивший из комнаты мундеп-штаба, начал обдавать и нас. Оставались последние дни, в течение которых должно было определиться, как дальше пойдет деятельность – насколько масштабной она будет, насколько легитимной, какое ключевое сообщение она будет доносить, как и какой аудитории. Будет ли это форматная политика или мы снова останемся лишь протестной группой рассерженных горожан, мечтающих о реформах.
Коллеги не спали несколько дней, мы обращались к силам сетевого разума, чтобы добыть подпись депутата, уехавшего в отпуск, из Салоников, и все это на какой-то невероятной энергии и вере в возможность все изменить вдруг… выехало!
11
Здесь вот Навальный подробно пишет: http://navalny.livejournal.com/820723.html

В общем, мы собрали нужные подписи. И надо было подавать их во МГИК.
Обычное, в общем-то, дело. Рутинное. Отнести бумажки.
Но Навальный решил подать документы на регистрацию вместе с людьми. Вышло не просто событие, а целый медийный повод.

Надо было сделать две вещи:
1) Пригласить волонтеров.
2) Случайно не сделать из этого мероприятия балаган и митинг.

Надо было разбить волонтеров на несколько "кучек". И это деление не могло происходить публично. Еще нужно было пригласить всех желающих, и тоже не допустить бардака.

Решили так:
В городе было выбрано несколько точек сбора сторонников, мы разделили email-базу на столько же сегментов и разослали людям приглашения в эти точки с описанием предстоящего мероприятия.

Так как все в интернете легко считается и отслеживается, мы вот еще что сделали:
Статистика показывает, сколько писем из разосланной рассылки открыто (прочитано). Мы досылали сообщения в зависимости от этой статистики. То есть, если открылось мало приглашений в точку А, мы отправляли оставшимся приглашения именно туда.

В открытом доступе в социальных сетях мы выложили примерный маршрут «для всех» с указанием финальной точки - МГИКа. И выложили это видео для вдохновения:


Во время самого мероприятия, которое потом мы шутливо называли «Маршем на Избирком» интернет-отдел в моем лице сидел перед монитором и обеспечивал текстовую трансляцию происходящего в социальных сетях.

Вообще во время кампании работники информационного центра посетили лично очень мало мероприятий – все время мы провели в тылу, информируя аудиторию и анализируя происходящее. Так, одним из наших главных негласных приоритетов было сохранение в безопасности и постоянное функционирование информационного центра.
После того, как подписи были поданы, стало ясно, что можно «выдохнуть» и приступить к нормальному планированию интернет-кампании. Ну, хотя бы прикинуть, что и как делать =) Потому что впереди было еще 18 июля.
76




Организация интернет-пространства:
Базовый принцип планирования онлайн-кампании Навального.

Задача Интернета: отдышаться и все спланировать. Осторожно - всякая профессиональная терминология!

Когда я рассказываю о кампании сейчас на всяких профессиональных конференциях, я первым делом показываю вот эту картинку.
78
Я нарисовала ее в самом начале карандашом от руки. Здесь изображена воронка конверсии, которая показывает типы аудиторий, которые нам нужно было охватить. И средства, с помощью которых мы это делали. На первой неделе работы штаба нам удалось сделать минимально необходимую инфраструктуру для волонтеров, чтобы пригласить их в штаб. Мы смогли начать покрывать самый носик этой воронки с помощью социальных сетей и email-рассылок. Оставалось начать покрывать более многочисленные аудитории - сомневающихся, а потом и инертных (электорат).
Уже к в конце июня мы начали ставить кубы – и стало понятно, что чем больше людей собирается «на корме», тем больше людей следует за ними: сторонники начинают приходить в штаб и становятся волонтерами, а равнодушные превращаются в сторонников. То есть движение по этой "воронке" происходит.

Наша задача была – двигать наши ключевые сообщения и идеи через волонтеров и сторонников. Для этого мы использовали социальные сети и встроенные в них механизмы виральности. В социальной сети, на самом деле, человек человеку не столько друг, сколько медиа.
Такой подход соответствовал и "первому правилу всех политологов", работающих на предвыборных кампаниях. =)
Мне лично, его озвучил Кермлин – надо расширяться от своего ядерного электората, а не пытаться привлечь всех и сразу «большими руками», иначе можно потерять своих основных настоящих сторонников, а новых среди далеких нам по ценностям людей не обрести.

После того, как с подходом в интернет-кампании по продвижению кандидата Навального я определилась, оставалось расписать по этой воронке планируемые проекты и распределить во времени и объемах закупку медиа. Был риск того, что офлайн агитация пойдет совсем по другому пути, и мне необходимо было следить за тем, чтобы мы оставались в рамках единого понимания. Это оказалось очень просто - с командой офлайна и мы шли одним курсом.




Первое привлечение дополнительных профессиональных ресурсов в команду: Хакатон.Начало разработки.
После переезда на Лялин переулок встал вопрос о развитии наших ресурсов и создании сервисов, которые помогали бы нам и волонтерам координировать свои усилия. Например, кубов становилось все больше, и мероприятия редактировать вручную становилось проблематично.

IMG_1601 IMG_2352

Тогда мы много работали с Егором Еремеевым, и он отвечал за всякие программные штуки, сервис рассылки и прочее. Для координации сотрудников штаба была выбрана общедоступная программа Podio, и с ней мы работали вплоть до конца кампании. Сначала Егор, а потом другие ребята помогали к ней подключиться и учили ею пользоваться новичков, приходящих работать в штаб. Все обычно недолго сопротивлялись системе организации, но в итоге приходилось смириться =)
Скриншот 2014-03-16 23.54.07

С волонтерами все было немного сложнее. Нужно было создавать простые веб-решения, которые и не отпугивали бы людей своей сложностью, и давали бы максимум информации для сбора статистики нам. На одном из первых штурмов я нарисовала систему проектов, которая располагалась вокруг «ядра» - единой базы данных, впоследствии ставшей паспортом волонтера.
Проектов уже к тому моменту мы придумали достаточно много, а задачи все копились. Тогда мы еще не очень хорошо понимали, какими ресурсами располагаем, и не знали, какую команду мы можем позвать. И придут ли люди?
Пришла идея провести Хакатон. Для тех, кто не знает, это мероприятие на 24 часа, в конце которого команды разработчиков, образовавшиеся прямо на мероприятии, представляют готовые проекты. Информацию о мероприятии мы выложили в открытый доступ и стали ждать, кто придет в штаб. Собралось много толковых – я такого даже не ожидала.
14
15
Большая часть ребят, которые продолжили и потом работать с нами, пришли к нам именно тогда – на сутки 6-7 июля. Одна из команд вечером презентовала Навальному cube.navalny.ru. Проект до недавнего времени был доступен в сети, и там можно было посмотреть, как развивался кубический процесс – с 10 до 200 кубов в сутки (сейчас ФБК закрыл эти сайты). Другие команды начали делать проекты, которые мы допилили и зарелизили позже. Например, мы начали работать с Foursquare, придумывать бейджики для геймификации (которые потом переделали в проект team.navalny.ru). Это очень продуктивный формат работы для подобных организаций.




Новые процессы на Лялином переулке.
Задача Интернета - развиваться самостоятельно и оцифровывать все остальное, что рождалось каждый день.

Лялин переулок: Процесс заполнения людьми.
IMG_1453 IMG_1576
IMG_2172 IMG_2343

Неделя с 11 по 18 июля была наполнена тревогой по поводу оглашения приговора и работой с внутренними процессами. Так, 11 числа Волков объявил о слиянии штабов: теперь МунДепШтаб и обычный штаб становились одной структурой и все вместе окончательно переезжали в Лялин переулок.

Так как онлайн и офлайн являются в правильных историях логичными продолжениями друг друга, а у нас это было именно такой историей, все перетурбации имели значения и для моего направления деятельности. Оцифровывать и продвигать нужно было все больше и больше разных идей и событий. В это же время происходило много нового в организации общей деятельности, поэтому куча времени уходила на выстраивание процессов, в том числе и коммуникационных, внутри команды - мы учились договариваться в новых условиях.
Это было нелегкое время подготовки структуры к бурному росту. Обо всех процессах лучше рассказывает Макс.

Волков стал проводить открытые штабные летучки и для широкого круга потенциальных волонтеров – прямо на площадке у здания штаба.
16
Там в направление IT к нам записывались (очень просто, на листочек) и новые разработчики, которых мы после звали на разные проекты.
Первая такая летучка прошла достаточно спонтанно – мы просто не влезли в основной зал в Лялином переулке, да и погода была хорошая. Ну а потом это стало традицией уже для сотрудников штаба. Эти летучки от Волкова были чем-то вроде прототипа тех тренингов для волонтеров, которые впоследствии проводил Андрей Матвеев, но первый такой тренинг произошел через неделю после описываемых событий, а пока что мы все еще оставались такой большой семьей в организационном плане. Мы многое делали вместе, а функционал у сотрудников пересекался.

Так, в один из первых дней на Лялином Макс поймал нас с Егором вместе и начал пытать относительно того, кто кому начальник и как именно мы взаимодействуем.
17
(Мы с Егором и Аленой, фото сделано немного позже описываемых событий)

Макс видел риск в том, что некоторые управленческие решения мы принимали совместно. Нам же казалась тогда невозможной ситуация, при которой наши мнения могли бы разойтись. Макс же настоял на том, чтобы мы обозначили четко, в каких решениях чье слово является решающим, и кто за что отвечает. Егор стал отвечать за рабочую и техническую инфраструктуру (podio, сервера, сервисы рассылок и т.п.), а я – за маркетинговые решения, стратегию, ключевые сообщения и проекты. Думаю, что это помогло нам взаимодействовать эффективнее, и 15 числа я написала в общую рассылку:

«(…) Далее моя деятельность делится на две составляющих.
1. Инфраструктурная: здесь мы работаем вместе с Егором и командами разработчиков.
2. Коммуникационно-продвигательная. Тут я пока одна (не вижу способа и смысла пока кого-то привлекать) + задачи на отдел дизайна в виде Лены»


Второй человек в штабе, с которым я наиболее активно тогда сотрудничала по проектам, была Лена Марус – арт-директор.
18
Очевидно, что вообще интернет без визуализации прожить не может, но наше взаимодействие не ограничивалось проектной деятельностью – очень многие решения мы с ней придумали и отстояли совместно. Творчество вместе с Леной - это круто.
Вообще я бы хотела, чтобы Лена написала и свое повествование о штабе, а ниже я упомяну лишь о тех проектах, в которых сама принимала участие. Во время кампании лично для меня Лена была одним из самых значимых членов команды, а работать с ней было интересно и продуктивно.

Как и у меня в направлении Интернета, у нее в это время было множество «заготовок» идей, которые были недопродуманы на этом этапе, и требовались креативные мозги и умелые руки, чтобы их докрутить и реализовать. Примерно через неделю после Хакатона мы устроили Креативный Вторник и (чуть раньше) Штурм по визуальному захвату города, на который позвали дизайнеров, арт-директоров и креативщиков, чтобы придумать, обсудить идеи и реализовать их за 24 часа. Как и в случае с Хакатоном, такой формат сработал, а многие из пришедших нам помочь людей стали постоянно сотрудничать со штабом, и сделали многое из того, что вы видели во время избирательной кампании.
Именно тогда, например, один из дизайнеров принес идею майки с надписью «Только Навальный, только Hardwork», которая стала неофициальным девизом работников штаба.
19
Во время штурма по визуальному захвату города был придуман проект с баннерами, которые потом срезАли летающие таджики с балконов.
Тогда же родилась и тема с проекторами, наклейками на автомобили, авоськами, штуками для велосипедов и была реализована история с красными кругами, которые потом были повсюду. Первые партии знаменитых наклеек приходили к нам именно за несколько дней до 18 июля.

Так и прошла эта неделя - мы творили, звали новых людей и учились работать в большой команде.



18 июля.

Задача интернета - открыть всевидящее око и всеслышимый рупор. Не паниковать.

Несколько дней до приговора были окрашены чувством подавленной волнительности и немного страхом крушения надежд. Кто-то говорил, что чувствует, что никакого реального срока не будет, кто-то просто надеялся на лучшее. Мое предположение заключалось в том, что даже если и есть политическое решение до выборов Навального довести, система у нас настолько тухла и неповоротлива зачастую, что сигнал об этом мог просто не пройти из точки А в точку Б по причине сжатых сроков, неточной формулировки или Бог знает, чего еще. Поэтому все было 50/50, а произойти могло все, что угодно.
Задолго до даты оглашения приговора по делу было известно, что кто-то придумал объявить точку сбора в случае, если Навального признают виновным. Это была Манежная площадь в Москве, в 19.00.

Провожать Навального в Киров на оглашение приговора мы ездили на вокзал, конечно. Это было какое-то "семейное мероприятие! Я лично ужасно хотела сказать кучу хорошего и как-то поддержать, помочь избежать плохого. Когда Алексей уже садился в поезд, Лена сказала: "Слушайте, можно я Вас обниму? А то я потом себе этого не прощу". И мы все стали обниматься мимими. Картина была тем более милой, что за 5 минут до этого мы вручили ему конверты с письмами, написанными от руки. Я свое письмо раза три переписывала, то скатываясь в дикий пафос, то в печаль. Итоговый вариант письма был в духе «какую пиццу заказать в офис послезавтра?» - ну что еще сказать можно?
В тот момент вероятность того, что Навального посадят в тюрьму, воспринималась как что-то очень личное - то, что касается тебя напрямую, а не опосредованно. Такое бывает, когда кто-то обижает твоего брата. Или сестру. В общем, ощущение глобальной несправедливости.

IMG_2463

В день оглашения приговора по делу Кировлеса в штабе была организована прямая трансляция с мероприятия. Я на нее не пришла – я спала дома и читала раз в 10 минут твиттер, периодически публикуя что-то в официальные каналы Команды Навального. Совместные страдания в ситуации, когда может быть надо мобилизоваться, совсем ни к чему.
Поэтому все знаменитые кадры я увидела уже после – Юлию, закрывающую глаза, плачущих девушек в зале…
Когда Навального задержали в зале суда, я вылезла из кровати и поехала в штаб, чтобы синхронизироваться с коллегами. В штабе была атмосфера подавленности и легкой паники – там никто не ожидал, что так будет НА САМОМ ДЕЛЕ.

Волков активно разговаривал с журналистами по телефону, донося им позицию штаба, люди работали или сидели в одной из комнат в Лялином, большинство было в растерянности.

Все ждали, что сейчас случится что-то такое, что станет ясно, что делать дальше. Другие ждали, пока им скажут, что же делать. Но время шло, а яснее ситуация не становилась, даже после экстренной летучки. Все знали, что при таких обстоятельствах Навальный с выборов снимается, но от этого «здесь и сейчас» проще не становилось – нам всем хотелось бы провести избирательную кампанию. Все было очень непонятно - как же так!

IMG_2486
(в этих лицах - всё)

Пробыв в штабе примерно пару часов, я и еще несколько моих коллег оттуда ушли. Ушли, чтобы не пойти на Манежку, но чтобы быть «оком Саурона» - инфоцентром, транслирующим состояние дел откуда-то еще. Нас было четверо. Мы все не знали, что может произойти.
Казалось, что ты вот напишешь сейчас в твиттер что-то не то, а люди поймут тебя по-своему.
Может, я и перенервничала, но из кабинета было непонятно, насколько мирно были настроены люди и полиция. И кто чего хочет. И что будет. И как будут развиваться события. Трагедий не хотелось. Хотелось продолжить кампанию, и все.

Следующие 20 часов, вплоть до утреннего освобождения Алексея, я лично провела на иголках и перед компом.

Спали и отходили от компьютеров мы по очереди. На нескольких экранах работали трансляции, а мы пытались наладить связь с теми из наших, кто был в городе. Со связью были трудности.
Трудности были и со спальными местами, и с зубными щетками. Спальных мест в рабочем кабинете было 2. Надо было работать, поэтому спали мы по очереди. А всяких средств гигиены не было вообще, и мы очень долго спорили, кто за ними пойдет, и стоит ли вообще это делать. В итоге девочковый взгляд на проблему победил (ура).
Наверное, где-то так и лежит купленный тогда мной крем для лица, паста и зубная щетка =) Пользуясь случаем, передаю им привет.

Когда было объявлено, что Алексея отпустят, мы сначала не поверили. Радость наша была сдержанной – мы просто продолжили работать. Когда его отпустили, сил на эмоции уже не оставалось вообще. Мы заехали в штаб, спросили, кто как пережил вчерашний день и ночь, и отправились спать.
Вот так, буднично, закончился день, который мог стать чем угодно в истории моей страны.


____
Что дальше?

IMG_2453

Все самое интересное в работе штаба только начиналось: настало время формировать полноценную команду, заряжать агитационные пушки в интернете и запускать все те проекты, которые мы успели придумать. Можно было расслабиться и приступить к полноценной работе в нашем постоянно меняющемся мире, требующем творчества.

Но об этом я надеюсь рассказать позже.
Stay tuned!



Я ВКонтакте
Я в Твиттере
Я в Facebook
Интересно.
Значит, все работали каждый на своём участке, и о деятельности других практически не в курсе? Меня интересует, например, фирменный голубой цвет. Кто его придумал и из каких соображений?
Сначала мы использовали два цвета вместе - синий и красный, как цвета-антагонисты, яркие и запоминающиеся. Посмотрите первые фотки в инстаграме teamnavalny. В принципе, они так и остались в кампании до самого конца в качестве основных - те же красные наклейки вспомните.
А голубой стали использовать в отдельных материалах.

Как выбирали? - Да просто по принципу "понравилось". И было не похоже на другие цвета.

Почему я не рассказываю про деятельность отдела дизайна - так потому, что не все там знаю. Может быть, Лена Марус расскажет немного более объемную версию создания такого фирменного стиля.
Воронку конверсии надо бы по горизонтали инвертировать.
Алеша слился, пусть бежит к своим друзьям на Майдан, там его примут с распростертыми объятиями, Ходор, Саакашвили с Каспаровыми уже отметились...
Даа блин, майдан открыл мне глаза на нашу оппозицию. А ведь я лёше когда-то верил, сочувствовал и симпатизировал.
прочитал на одном дыхании, спасибо большое за такой интересный текст ) и требую продолжения :)
Очень круто! Ждём продолжения.
Все здорово, мы замечательные, а мэром стал Собянин. Хотелось бы увидеть анализ ошибок, своих, отдела интернета, да и самого кандидата.
Какие там ошибки — телек у Собянина был, а у нас нет. Без телека сделали намного больше чем было возможно итак
Все очень круто. Хорошо бы чтоб была возможность быстро все эти накомпленные ресурсы развернуть в нужный момент
А вот это невозможно. Все придется делать с нуля, скорее всего. Но об этом позже.
Очень круто. Эта кампания была самым ярким политическим событием в стране. За ней следили и ее поддерживали далеко за пределами Москвы.
Спасибо огромное!!! Была напугана предупреждением в твиттере о том, что пост длинный, но в итоге было жалко, что кончился) Здорово заряжает! И очень жду продолжения.